О сказках Корнея Чуковского
Литература, музыка и песни для детейНедавно в одном из постов с удивлением прочитала, что многие мамы ругают Чуковского за его странные стихи. И я хочу встать на защиту этого замечательного писателя.
У Корнея Чуковского есть замечательная книга «От двух до пяти», она о, скажем так, лингвистическом развитии деток в возрасте от двух до пяти лет. Так вот, прочитав эту книгу, вы поймёте, что Чуковский знал и очень много общался с детьми этого возраста, поэтому знал свою целевую аудиторию, и - да! - он писал свои сказки для ДЕТЕЙ, а не для их родителей!
Когда я десять лет назад читала сыну «Муху-Цокотуху», я, смеясь, говорила мужу, что все современные триллеры сняты по мотивам этой сказки. Но мне даже в голову не приходило НЕ читать её своему ребёнку или каким-либо образом изменять текст. Почему? Да потому что на сказках Чуковского выросло не одно поколение детей (в том числе и мы с вами), и не надо думать, что наши мамы-бабушки были глупыми, одни мы, умные, догадались, что Чуковский писал не замечательные добрые сказки, а кровожадные стишки. Это МЫ своим взрослым извращённым умом видим в «Мухе-Цокотухе» сексуально озабоченного садиста и невинную жертву, а дети видят совершенно другое: бедняжка Муха, которую обидели, злой Паук и добрый отважный Комарик. И если что-то в этой сказке поменять, то лучше её вообще не читать, так как теряется весь смысл этой сказки. А какой же смысл у этой ужасной сказки? Да, собственно, такой же, как и у половины произведений всей мировой литературы: ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ! Вот что пишет сам Чуковский о своей работе над этим произведением (кстати, написал он его для своей трёхлетней правнучки): «Для ребёнка отвратительны сказки и песни с печальным концом. Живя иллюзией вечного праздника, дети упрямо заменяют печальные концовки наших сказок и песен благополучными, радостными…Ибо малые дети не терпят, чтобы в тех сведениях о жизни, какие дают им литература, театр или живопись, был хоть намёк на окончательную победу несчастья и зла». О том же и его «Краденое солнце», и «Тараканище».
Что я, взрослая придирчивая тётка, прочла в «Тараканище»? То, что трусливые мамаши-звери «плачут, надрываются, с малышами навеки прощаются» вместо того, чтобы придавить этого гадёныша поднять Таракана на рога. А что видят дети? То, что большие и рогатые тоже иногда чего-то боятся; что для того, чтобы кого-то победить, вовсе не надо быть самым-самым; что часто у страха глаза велики (а ведь многие детки боятся чего-то незначительного - пар от кастрюли, ковёр на стене, тень от вазы и т.п.).
Сказки Чуковского ещё учат доброте, взаимопомощи («Телефон», «Айболит»). А ещё его сказки учат сопереживанию, соучастию. Сам Чуковский говорил, что дети любят его сказки-перевёртыши как раз за бессмыслицу, так как дети любят исправлять эти бессмыслицы, показывая, что они знают, что такого не может быть (корова не может кукарекать, медведю нельзя пришить хвост павлина, а болезнь нельзя вылечить шоколадкой). Чем не развитие мышления у ребёнка?
Сейчас многие детские книжки написаны для родителей, они учат самостоятельно есть ложкой, ходить на горшок, правильно вести себя в детском саду, читать и считать, и всё реже современные книги учат доброте, взаимовыручке, сопереживанию… Я не хочу сказать, что не нужно прививать детям социальные навыки (кстати, чистоплотности сказки Чуковского тоже учат - «Мойдодыр», «Федорино горе»), но в погоне за воспитанием самых умных и социально адаптированных не стоит забывать и о развитии нравственных качеств наших любимых деток.
В общем, о творчестве Корнея Чуковского написана не одна книга, и в моей защите он вовсе не нуждается, в защиту Чуковского говорит то, что его сказки НРАВЯТСЯ ДЕТЯМ! Его сказки занимают почётное первое место на нашей книжной полке, и я эти сказки своим детям читала, читаю и буду читать! Причём читаю их без цензуры, в лицах и с выражением, и если у Чуковского Корыто рыдает, то я рыдаю вместе с ним, а когда моя дочь кидается меня успокаивать, я могу быть уверена, что на Земле растёт ещё один добрый человечек!















