Н. Н. Шипов "История моей жизни и моих странствий" и другие книги на тему крестьянства
отзывы
Как то просматривая ролик на Ютубе на историческую тему, автор упомянул о беглом крепостном Шипове. О том как гонялся за ним барин, нанимал людей за приличные деньги, объявлял награду за его поимку. А всё потому, чтобы не дать крестьянину спокойного житья. Как оказалось, история про Шипова реальная. Он же сам и описал все свои "приключения" в книге. Книгу я скачала, прочитала, и понеслось мое чтение в направлении крестьянства 19 века. Делюсь прочитанными книгами.
__________________________________

Федор Бобков "Из записок бывшего крепостного человека"
"Я очень плохо помню своё детство. Первые воспоминания относятся к 1843 году, когда мне было уже 11 лет. Помню, как барин бросал нам, ребятишкам, из окна пряники, а его молодая барыня, сидя на подоконнике, курила трубку и смеялась, глядя на игру сына, который сделал из нас лошадок и погонял хлыстом".
"Доска, прибитая к полосатому столбу, криво стоящему на краю родной моей деревни, гласила: "Деревня Крапивного штабс-капитана Н.П.Глушкова. Дворов 43, ревизских душ мужеска пола 93, женска 107".
"Господа постоянно жили в Москве. В деревню не любили приезжать, так как и барского дома у них не было, а оставаться у своего управляющего бурмистра им не нравилось. Поэтому бурмистра можно считать самостоятельным хозяином имения и ревизских душ. Он же собирал с крестьян оброк в виде денег и продовольствия и отвозил господам в белокаменную".
"Кроме матушки, грамоту знал мой старший брат, за обучение которого отец уплатил старику-раскольнику 12 рублей. Не видя никакой практической пользы из этого знания, отец решил больше никого из нас не учить".
В своей книге Федор Бобков очень интересно рассказывает о своей крестьянской жизни. Хотя его никто не планировал учить грамоте, но он будучи настойчивым мальчиком всё же уговорил старшего брата научить его азбуке. А потом и чтению. Это его очень выделяло среди крестьянских детях. Научившись сносно писать, к нему с просьбами обращались даже из других сел.
В 16 лет его отправляют к господам в Москву, ухаживать за обездвиженным престарелым барином. Провожают всей деревней, говоря, что лучше так, чем в рекруты. А уже на месте он всё удивляется, зачем так им врут про Москву, ведь здесь всё по-другому.
Так потекла его жизнь в заботах и трудах. Он много читал, даже брал книги из барской библиотеки. А госпожа даже отпускала его в театр, где он и познакомился с игрой знаменитого актера из крестьян - Михаилом Семеновичем Щепкиным.
Когда же он стал вольным он долго не мог решиться уйти от хозяев - нравились они ему, да и привык. Но как грамотного начитанного человека его стали звать на мелкие руководящие должности и уйдя с барского двора, он не прогадал, стал богатеть и всё у него пошло на лад.
_____________________________________

Михаил Щепкин "Записки актера Щепкина "
Мишенька Щепкин родился в ноябре 1788 года в селе Красном Курской губернии. Отец с матерью были крепостные, друг друга не любили, но уважали и жили дружно. Просто их свели, в то время это было нормально. Отец пользовался неограниченной доверием у графа и числился камердинером. Мать же пришла в приданное с графиней. И оба были любимы своими господами.
Книга мне понравилась, и я спокойно могу рекомендовать её всем, кто интересуется историей крепостничества и вообще историей 19 века. Через книгу проходит много фамилий, много учебных заведений. Щепкин правдиво рассказывает о своей жизни, о становлении, как впервые увидел театр в графском доме, как спорил с учениками лицея о театре, как заслужил уважения благодаря своему уму и быстрой учебной хватке.
Но прочитав книгу могу сказать, он всё же был не из простых крестьян. Ведь крестьяне также делись на "сословия". Его семья была приближенна к господам, он на ряду с дочками хозяев смотрел домашний театр в зале их дома. Они угощали его пряниками с обеденного стола. Отец не жалел денег на его обучение и хотя его многие не понимали, мол "научили чтению и письму и отдал писарем в суд, что ещё можно хотеть". Но отец его часто бывал с графом и в Москве и в Петербурге и видел как там все стараются отправить детей в училища, да в лицеи был не прикословен.
И Щепкин оправдал старания отца. Благодаря своему хваткому характеру и быстрому уму, был лучшим учеником в училище. А когда его учитель задумал поставить детский спектакль комедию перед роспуском на Масленицу среди своих учеником, Щепкин получил роль слуги. На минуточку ролей 8, а желающих было 60. На представление учитель пригласил все городские власти: городничего, судью, исправника и прочих. Представление так понравилось, что городничий пригласил повторить спектакль в день свадьбы своей дочери. Уж как гости хохотали, как всем понравилось.
"А городничий меня для отличия от прочих, согласно моему званию, погладил по голове и позволил поцеловать свою ручку, что было знаком величайшей милости, да прибавил ещё: - ай да Щепкин! Молодец! Бойчее всех говорил: хорошо братец, очень хорошо! Добрый слуга будешь барину"
_________________________________________

Николай Николаевич Шипов "История моей жизни и моих странствий"
"Странные бывали у нашего помещика причины для того, чтобы увеличивать оброк. Однажды помещик и с супругою приехал в нашу слободу. По обыкновению, богатые крестьяне, одетые по-праздничному, явились к нему с поклоном и различными дарами; тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом. Барыня с любопытством все рассматривала и потом, обратясь к своему мужу, сказала: "У наших крестьян такие нарядные платья и украшения; должно быть, они очень богаты и им ничего не стоит платить нам оброк". Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка".
"Я упоминал, что мы были помещичьи крестьяне и платили барину оброк. Сам помещик по фамилии Салтыков в нашей слободе не жил; сам проживал он в Петербурге, а летом в подмосковном своем имении - Сергеевском; к нам приезжал редко. У нас в слободе был управляющий и бурмистр, которые творили расправу с крестьянами и заботились о взыскании с них помещику оброка".
Родился я в 1802 году в слободе Выездной, близ города Арзамаса*, Нижегородской губернии. Отец мой был помещичий крестьянин; имел хорошее состояние; занимался торговлею скотом, для чего ежегодно ездил в Симбирскую и Оренбургскую губернии за баранами. Он был человек грамотный, начитанный; пользовался почетом и уважением.
Ой, как мне понравились мемуары бывшего крестьянина Николая Шипова. Наверное больше всего из прочитанного. Но эта книга была первой из прочитанной на тему крестьянства, может поэтому так меня зацепила. Книга читается быстро, страниц не много и вся жизнь Шипова описана без лишней воды. Мне также понравилось, что в книге подробно описаны обряды свадеб, праздника Пасхи и других человеческих событий. Интересно, что в каждой книге праздник Великой Пасхи всегда встречался весело, праздновали и богатые и бедные и всегда после него ожидали ветер перемен к лучшему. История жизни Шипова кажется невероятной. Дед был свободным священником, а вот отца уже завербовали в крестьяне. Но отец отличался предпринимательской смекалкой (знания и передал сыну), занимался разведением овец (отары достигали 9000 голов), как из богатых крестьян платил гигантские оброки барину, безрезультатно пытался несколько раз выкупиться вместе с семьей. Сам Николай Шипов вместе с семьёй убежал от барина. И этот барин не жалел, тратил баснословные деньги на поимки богатого беглеца.
А однажды Шипову на глаза попалась статья:
«Однажды он принес мне IX том Свода Законов, и я нашел тут статью, в которой было сказано, что крепостные люди, бывшие в плену у горских хищников, по выходе из плена освобождаются на волю со всем семейством и могут избрать род жизни, где пожелают, в течение девяти месяцев. Тогда я решился испробовать и это крайнее средство, лишь бы избавиться от власти помещика". 1844
Сейчас объясню. Если крестьянин попадает в плен к горским людям, например чеченцам, каким то образом освобождается (откупается деньгами, бежит), то таким людям даруется свобода от Господ.
И что вы думаете? Живя на юге, Шипов умышленно искал встречу с разбойниками, ну и конечно он их повстречал. В общем, там ещё рассказывать и рассказывать. Просто невероятно насыщенная жизнь. От души советую всем, кому интересна тема крестьянства 19 века.
Что ещё хочется дополнить. Каждый год, в конце марта, Шипов с наёмными помощниками двигался в длинный путь в сторону Оренбургских степей. По пути покупали поголовье овец, двигались вдоль реки Волги и возвращались в конце октября, уже с откормленным поголовьем. Интересно, но его путь проходил по местам моей Родины.
"...дорогою, как ни зорко наблюдали за мною чуваши, как ни стерегли, но я перехитрил их и прискакал на моем резвом коне к своим гуртам, которые я догнал близ Шалашниковой степи, у мельницы, на речке Сохе. Отсюда шли мы на Сергеевское, Ормянку, Хилково, Тростянку, Хорошеньку, Килянку, на Новый Буян и Узуково"
На минутку, Новый Буян от моего родного села в 20 км, Узуково (сейчас Узюково) в 10 км))
____________________________________

Николай Свешников «Воспоминания пропащего человека»
«Жизнь Свешникова была изломана чисто русским недугом - пьянством. Подобных ему пьяниц во второй половине XIX - начале XX в. в России было немало. Крестьяне и разночинцы, оторванные от родины, не нашедшие прочного места в жизни и обиженные на нее, сталкиваясь с невозможностью преодолеть свою социальную неполноправность, глушили свое отчаяние вином»- вырезка из статьи рунета.
А ещё у меня создалось впечатление по всем прочитанным книгам, что народ целенаправленно спаивали. На том и богатели .
Николай Свешников родился в 1839 г. в Угличе, в семье мещанина-торговца. Учился в приходской школе и уездном училище. После смерти жены его отец разорился и в 1852 г. отправил 13-летнего сына в Петербург «в люди». Здесь Н. И. Свешников служил «мальчиком» в свечной лавке, исполнял черную работу в мелочной лавке, трактире, булочной, работал сторожем, печником, кухарем, но везде недолго из-за взбалмошного и неуживчивого характера.
Возвратившись в Углич, был сторожем в церкви царевича Димитрия, вскоре вернулся в Петербург, оказался в Вяземской ночлежке. Когда закончился срок паспорта, отправился в Углич, где работал на Варгунинской писчебумажной фабрике, затем снова пустился в странствия. Арестовывался и заключался в тюрьму около 10-ти раз, 12 раз ходил по этапу (основная причина - пьянство и воровство).
В Петербурге начал торговлю книгами в разнос. Его услугами пользовались писатели и библиофилы: Н. С. Лесков (1831-1895), И. Н. Потапенко (1856-1929) и другие.
Книге Николая Свешникова я отдала второе место. Его вступление очень правдиво, он был пропащим человеком, много раз падал, не мог бросить пить, что всегда уводило его в сторону, мог стать и богатым человеком, но опять оступался. Часто мне его было жаль... Был грамотный благодаря любви к книгам, много читал, и его воспоминания это бесценная информация для всех книголюбов, интересующихся историей хождения книги в народе.
Из предисловия к книге:
- Москва обеспечивала главным образом сельского читателя, а Петербург - городское простонародье.
- Символом рыночной, книжной торговли в Петербурге стал Апраксин рынок. Там с конца 1780х гг. торговали старыми книгами вначале "на рогоже" и "в развал, с 1810х гг. стали появляться книжные лари.
- Рыночными книготорговцами становились выходцы из крестьянской, мещанской, купеческой среды. Они хорошо знали вкусы народного читателя и ориентировались на них.
- ... низовую книгу несли читателю "ходебщики"(уличные букинисты) в городе и офени - в деревне. Букинисты-ходебщикис холщовым мешком за плечами разносили книги по трактирам, местам гуляний, рынкам. "Эти мешки, очень длинные, с зашитыми концами, лишь с большой прорехой в середине, куда и вкладывались книги, представляли собой походную лавку такого книжника"
Ну теперь вы представляете о чем эта книга: о низах городского общества, о любителях-букинистах и распространении книги в разных слоях населения в 19 веке.
Надеюсь, вам было интересно узнать про эти книги. Тема крестьянства меня не отпустила, но летом трудно найти время на чтение. Всё есть в свободном доступе, скачивайте. И по убыванию наиболее понравившиеся мемуары крестьян: Николай Шипов, Николай Свешников, Федор Бобков и Михаил Щепкин.
Спасибо, что дочитали до конца))


Пожар в Апраксином Дворе в 1862 году👆. Сотни книг сгорело тогда. Разорилось много известных книготорговцев.
Лучший ответ



















