Иван Бевз "Чем мы занимались, пока вы учили нас жить"
подросткамСовсем свеженькая книжка про старшеклассников нулевых.

Не скажу, что прямо в восторге, но книга написана хорошо и оторваться от нее сложно.
События разворачиваются в одной из центральных московских школ, нельзя сказать, что элитной, но и не самой захудалой, плюс с историческим уклоном. Состоит книга из 2 частей, каждая из которых написана от лица главного героя.
Главный герой первой части - десятиклассник по прозвищу Рыжий. Не самый умный, тихий, даже незаметный, он вдруг становится невероятно популярным благодаря своей способности выигрывать в "сотки" - картонные или пластиковые круглые фишки. Постепенно накопив первоначальный капитал, он начинает неистовую борьбу за власть в школе, окружает себя нужными людьми, благодаря которым убирает конкурентов и непокорных. Его организация, напоминающая мафиозную структуру, разрастается до немыслимых размеров, в нее оказываются втянуты работники школы, в том числе, завуч. Продается и покупается всё: место в столовой, ответы на контрольную и т.д. Рыжий так одержим желанием власти, что объявляет себя Императором. Ему кажется, что весь мир крутится вокруг него. При этом постоянно возникают ситуации, когда власть его и вся организация оказываются под угрозой - и просто с восхищением смотришь, как здорово они с этой ситуацией разбираются. Но однажды всё пошло не по плану совсем. И случилось это на дискотеке в честь окончания учебного года - мероприятии, где Рыжий собирался практически официально короноваться. И случилось это из-за девчонки, которая давно была в империи Рыжего как кость в горле.
Главная героиня второй части - та самая девчонка, 11-классница Динара, только в этом учебном году пришедшая в школу. Умная, целеустремленная, имеющая четкие планы на будущее, из-за серьезного инцидента вынужденная уйти из своей старой школы. Не желающая быть как все. "Стать как все" - отличное название хоррора для подростков. Мне хотелось быть многослойной и непонятной, как мужчины в русских романах, роковой и независимой, как итальянки в кино". Чтобы доказать директору свою нужность здесь, она организовывает Комитет, который работает с жалобами и заявками учеников и работников школы, сколачивает команду и в конце концов становится президентом школы. Но постепенно ее демократические методы переходят в диктатуру, якобы необходимую для борьбы с беспорядками и игровым бизнесом, опутавшим школу. Она теряет соратников, потом вновь обретает их, поскольку умеет анализировать свои ошибки, уходит из президентов, но не оставляет борьбы, пик которой приходится на ту самую прощальную дискотеку.
То есть получается, что на события мы имеем возможность посмотреть с разных, причем диаметрально противоположных точек зрения. При это автор смог сделать так, что сначала ты симпатизируешь и переживаешь за одних, а потом точно так же - за других. Получается, он показывает, что не бывает единой и неоспоримой правды, всё зависит от того, с какого угла взглянуть на происходящее. И самое интересное, что каждый из главных героев рассказывает о событиях так, словно всё, что происходит с ним и вокруг него - центр мира, вокруг которого вертится всё и для всех в школе, а по факту оказывается, что у противоположной стороны это проходит по краю, там свой центр и свои события, часто неизвестные другим героям.
В книге много примет времени: упоминания фильмов, музыкальных групп, песен, брендов одежды и т.д. Это радует, но мне не торкнуло, т.к. я не отношусь к молодежи нулевых)
И - традиционно для подростковой литературы - много размышлений обо всем на свете, а особенно, о непростой судьбе подростков в этом мире и вечном конфликте отцов и детей. "Они хотят, чтобы мы были понятными и контролируемыми. Они хотят, чтобы мы укладывались в их представления о подростках".
Что не понравилось.
Речь главных героев и героев вообще далека от речи подростков. Она слишком сложная, наполненная глубокими мыслями, выраженными удивительно насыщенным всевозможными изобразительно-выразительными средствами языком. Это речь взрослого, довольно хорошо образованного человека. Кстати, удивительно, но речь троечника Рыжего более вычурная и навороченная, чем речь отличницы Динары. Не знаю, в чем тут дело: гендерный ли принцип, надоело ли автору выделываться ко второй части, а может быть, так задумано, только не очень ясно, для чего.
И - формирование представления о школе как о полицейском органе, работа которого направлена только на то, чтобы лишить детей свободы и радости. Цитата: "...мы все озлоблены, что ты с нами сделала, школа? Казарма о пяти днях в неделю, общество с тотальным контролем и без единого урока милосердия к ближнему. Будут потом удивляться: откуда, откуда в нас это всё? Где корень злодейства - может быть, в детстве каждого из злодеев? В сотках, в азарте? Нет - я отвечу. Взгляните на эти унылые стены, посмотрите под парты, обыщите тщательно гардероб и школьные туалеты. Здесь бродит дух ненависти".
Что понравилось.
Всё-таки автор обладает искрометным чувством юмора. И пусть вкладывает в головы подростков несвойственные им мысли, ирония порой хлещет через край. "Директриса долго хмыкала и искала, с кем бы посоветоваться в своем кабинете. Наконец она обратила взгляд к висевшему над столом портрету великого советского педагога Макаренко. Между ними произошел внутренний диалог".
И самое главное - это мысль о том, что всё в этом мире преходяще и проходяще. В эпилогах к каждой части мы видим героев уже взрослыми. Они не достигли безумных высот, они живут простой жизнью простых людей, которых в одной только Москве несколько миллионов. "Тогда всё казалось таким суперважным, вокруг нас крутилась планета, мы были историческими фигурами, а теперь всё просто, обычно и по-человечески".
Лучший ответ


















