Таракан из Руанды
подросткам
***
Я удивлялась, как домохозяйка из США могла написать обстоятельный роман о Голландии. А тут российский автор, журналист из Челябинска, пишет о далёкой Руанде. Настолько далёкой, что сам ошибается с её локализацией.
Руанда все ж находится не в западной Африке.


Наверняка, для специалистов неточности ещё найдутся. Но интерес автора к этой теме я понимаю: перекликается с актуальными событиями в разных регионах нашей планеты.
В 1994 в Руанде произошёл страшный геноцид одного из её народов другим. Местные хуту истребляли местных же тутси. 70% тутси были убиты за несколько недель, это около миллиона человек. В истории человечества ещё не было такой скорости истребления людей, даже во ВМВ.
Оливии 17. Она уже пять лет живёт в Канаде, в престижном католическом пансионе. До 12 лет жизнь её была безоблачна. Хорошая семья, достаток. Отец Оливии был врач из тутси, её мать - хуту. Потом она потеряла своих близких.


Вообще, я читала, что тутси и хуту не черепами отличаются, а родом деятельности. Тутси - зажиточные скотоводы, хуту - бедные земледельцы. В Африке часто народы формировались по социальным признакам. И да, долгое время тутси были выше хуту. Кастовость вообще частое явление в Африке. Ну а колонизаторы никогда не решали внутренних проблем, только новые добавляли.
Пять лет прошло, но раны в душе девушки не зарубцевались. Её опекун дарит ей тетрадь и советует вести записи. Оливия вспоминает. А многие события, мимолетные даже, из новой жизни наталкивают на воспоминания.
По субботам Оливия ходит в детскую больницу (в её колледже принято заниматься благотворительностью!). Там она знакомится с однокурсницей отца. От неё узнаёт о его студенческой жизни, о первой любви.
Резня произошла не вдруг. К этому шло. Ненависть к тутси взращивалась уже у детей. Оливия сталкивалась с травлей в школе. Её брат - в студенческой жизни. И родители всё понимали.



Вопрос сложный: когда надо точно бежать из родных мест, спасать себя и близких, не надеяться на счастливый исход событий? Или... настраиваться на борьбу.

Тутси называли тараканами. Шуточки были даже в сми по поводу необходимости очистить страну от насекомых, провести дезинфекцию.
Ничего вам это не напоминает?.. Если изучать историю, обнаружится, что "ничто не ново под луной". Любое общество и в любые времена, вероятно, можно так обработать. И налёт цивилизованности слетит очень быстро. И сосед (и даже родственник!) станет не совсем человек. И любая жестокость окажется возможна и найдёт оправдание.
Спусковым крючком геноцида в Руанде стало убийство президента - его самолёт был взорван. Обвинили тут же тутси. Призывы к резне стали звучать по радио, и в тот же вечер всё началось.
Жутко читать, как люди напрасно искали убежища в стенах церкви. Туда тоже пришли люди с автоматами и мачете. С дубинами, утыканными гвоздями.
Спасение Оливия получает однако от хуту. Здесь автор использует исторический факт: управляющий дорогого отеля в Кигали спрятал сотни людей. Но у него жена была тутси, т.е. он "осквернил свой род".
Предок Оливии по матери сам был такой оторвавшийся от своих хуту. Её древняя прапрабабушка ей говорила о нём.

Он отправил своего сына в "белую" школу, но образованием остался не доволен.

"Голубые каски" ООН не вмешивались в ситуацию (а потом вовсе ушли) - это есть в книге, а в "Что такое Африка" я читаю:

В колледже Оливия встретилась с девочкой-хуту, что так с беженцами бежала из Руанды. Дружбы между ними не сложилось.
Конечно, геноцид был организован: повсеместная пропаганда, грязный юмор на радио, подготовка и вооружение отрядов боевиков. Курировали эти действия люди при должностях. Фактически власти приказывали убивать граждан страны-тутси. Нелояльных им хуту ждала участь тутси.
И не могли об этом не знать те, кому положено знать. Но "здесь играем, здесь не играем, тут рыбу заворачивали". Геополитика... грязные игры.
Оливию смогли вывезти по линии Красного креста, получив для неё визу в Канаду. Но это было не просто и заняло время. И это был кто-то из западного мира, кто за неё очень хлопотал.
Однажды дневник Оливии попадает в руки глупых и недобрых девчонок, её одноклассниц. Случается драка. Оливия готовится к отчислению. Но события разворачиваются иначе. Тут интрига: кто же был опекуном Оливии. И в силу этих новых обстоятельств Оливия должна вернуться в Руанду. Это психологически сложная поездка, но она приносит Оливии важное и полезное.
***
Нравятся мне такие культурологические вставки.
География.


Мифология.


Изыски местной кухни.

Двенадцатый день рождения Оливии. Традиции.

Скептическое отношение африканцев к "белой" цивилизации.

Африканские пословицы в начале каждой главы.

***
Книга мне понравилась. Но не знаю, в каком возрасте можно читать о таких ужасах. Если только с купюрами.
Хотя книга заявлена как подростковая литература. Маркировка 12+. Смакования физиологических подробностей нет, но совсем без сцен насилия историю о таких событиях не написать, разумеется.
***
Всем нам мира!
Лучший ответ














